АО «Укрзализныця» в очередной раз направило в Мининфраструктуры предложения по сокращению номенклатуры грузов внеклассной группы и сближение тарифных классов. В компании надеются, что эти предложения наконец будут вынесены на обсуждение. Об этом заявил председатель правления АО «Укрзализныця» Евгений Кравцов, сообщает пресс-центр УЗ.
«Что тяжелее: тонна железной руды или тонна металлопроката? Вопрос бессмысленный, но не для нас. Мы работаем в условиях, когда тариф на перевозки зависит от класса груза, а не от затрат на перевозку. Кое-где эта разница может быть где-то на 40% меньше, чем средний тариф. Один из таких фантастических примеров: тот же щебень мы возим за 76 грн. за тонну, а черные металлы - где-то втрое дороже. Так, компания дотирует частный бизнес различными преференциями. И есть большое желание такую благотворительную акцию, в конце концов, прекратить», - заявил глава правления УЗ.
По мнению Е.Кравцова, в компании надеются, что профильное министерство наконец начнет диалог по внедрению предложений «Укрзализныци» по устранению атавизмов в тарифообразовании, чтобы создать для различных грузовладельцев равные и конкурентные условия: «Чтобы начать (хотя бы поэтапно) наводить порядок в тарифной политике, нужно просто желание Министерства инфраструктуры и ряда государственных структур ликвидировать этот атавизм и дать рынку честные и равные условия. Оплата должна быть за себестоимости перевозки, а не за то, какой груз везем. Этот вопрос, к сожалению, не в компетенции «Укрзализныци». Мы можем инициировать такой диалог, и наших таких обращений с десяток точно наберется».
В частности, в последних предложениях предполагалось перенести минстройматериалы, шлаки, золу, соль, концентрат минеральный «Галит» к грузам 1-го тарифного класса и перенести некоторые грузы 1-го тарифного класса к грузам 2-го тарифного класса. Эти предложения направлены в Мининфраструктуры.
Напомним, что распределение грузов по тарифным классам введено в 1997 г. постановлением КМУ от 28 июня 1997 №605 «О мерах по улучшению деятельности железных дорог Украины в 1997 г.». Другими словами, постановление определило порядок, по которому устанавливаются тарифы на перевозку грузов с учетом фактора платежеспособности по роду груза, а не с учетом расходов перевозчика на организацию перевозочного процесса. Основной целью этого постановления было существенное снижение тарифов на перевозку низкостоимостных грузов, например железорудного сырья.
В 1997 году тарифы на низкостоимостные грузы были на 28,1% ниже, чем средний уровень, для грузов 1-го тарифного класса - на 20% ниже среднего уровня, а для грузов 3-го тарифного класса (с учетом металлопродукции и нефтепродуктов) - на 23,9% выше среднего уровня. На сегодня диспропорция между уровнями тарифных классов постоянно увеличивается.
Вместе с тем тарифы на перевозку грузов в пределах Украины и связанные с ними услуги регулируются государством, в частности, утверждаются приказами Мининфраструктуры по согласованию с Минэкономразвития и Минфином с последующей регистрацией в Минюсте.