Для реализации проекта по восстановлению судоходства по Днепру необходимы более активные действия украинской стороны. Об этом заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с представителями украинских СМИ в минувший четверг, передает БЕЛТА.
«Что касается Беларуси, мы сделали все (для реализации проекта). Вопрос стоял только в одном (он и сейчас у вас в одном) — это углубление дна, надо углубить дно Припяти и Днепра. Мы на себя взяли обязательства — углубили дно Припяти. Вопрос за вами. Надо углубить дно, чтобы везде по Днепру могли пройти суда «река-море», — сказал Лукашенко.
По проекту в Беларуси планировалось строительство порта «река-море» на глубоководном участке Днепра в районе деревни Нижние Жары Брагинского района, который находится практически на границе с Украиной. Предполагается и углубление фарватера реки на участке между портом и Киевским водохранилищем. «Этот порт (там мы привлекли и частные инвестиции), он фактически готов принимать суда. Если увидим, что Украина очень заинтересована, мы здесь добавим, сделаем порт и решим другие вопросы на еще более высоком уровне», — отметил Лукашенко.
«Уверен, что это был бы серьезнейший толчок. Тем более с учетом того, что у нас прекрасная логистика по суше (и не только по суше) с Балтикой. Мы могли бы с севера по реке в Черное море пустить потоки грузов. Привлекательность логистическая, транзитная для Украины и Беларуси приличная, рабочие места, будем зависеть больше друг от друга. Почему этим не заниматься?», — перечислил преимущества проекта Лукашенко. По его словам, сейчас требуются более активные действия со стороны Украины.
Весной нынешнего года совместная комиссия представителей Филиала «Дноуглубительный флот» ГП «Администрация морских портов Украины» (АМПУ) и Филиала «Нижне-Припятский» Республиканского унитарного эксплуатационно-строительного предприятия «Днепро-Бугский водный путь» проинспектировала речной судоходный путь от города Мозырь (Беларусь) до устья реки Припять (Украина) протяженностью 188 километров.
Совместное инспектирование осуществлено согласно договоренностям, достигнутым в ходе переговоров АМПУ и «Днепробугводпути», которые состоялись в Киеве 5 февраля 2019 года. В ходе переговоров стороны обсудили возобновление и развитие речного судоходства между Украиной и Беларусью и планы проведения дноуглубительных работ на украинском и белорусском участках Припяти в 2019 году. Ориентировочный объем грунта, который необходимо извлечь, составляет 1,2 млн кубометров. Для выполнения работ украинская сторона планировала привлечь Филиал «Дноуглубительный флот» АМПУ, а также подрядные компании. Белорусская сторона намеревалась задействовать собственный флот «Днепробугводпути».
Совместная работа украинской и белорусской сторон проходит во исполнение Дорожной карты по улучшению судоходства на реках Днепр и Припять в рамках проекта восстановления международного пути Е-40.
Водный путь Е-40 — маршрут длиной более 2 тыс. километров, проходящий по территории Польши, Беларуси, Украины. Работа над проектом «Восстановление магистрального водного пути Е-40 на участке Днепр — Висла» началась в 2014 году. Проект предусматривает, что водный путь станет новым торговым маршрутом между портами Балтийского и Черного морей и позволит ежегодно перевозить до 4 млн тонн грузов.